25.05.2020

Инструкция: Что делать, если от дождей топит квартиру

Инструкция: Что делать, если от дождей топит квартиру

Несколько история от наших соседей – жителей Челябинска. 

История 1. «Вы подделали потоп»

Последствиями потопа могут оказаться не только отвалившиеся обои, но и многочисленные судебные тяжбы и обвинения от управляющей компании в потребительском экстремизме. Ирина Кочетова на свою жалобу о потекшем потолке получила ответ от управляющей компании о том, что никаких неполадок нет, а все потёки от воды  якобы подделала сама.

– Моя квартира находится на 10-м этаже 11-этажного жилого дома на северо-западе Челябинска. Нашему дому девять лет, и первая протечка была четыре года назад. Но тогда застройщики быстро отреагировали, что-то починили, и больше никаких проблем в дожди не было, – рассказала горожанка. – В этом году возникла новая протечка – текло с крыши через соседей сверху к нам. Я это заметила не сразу, потёки были в углу за шторой, поэтому всё вскрылось через несколько дней, когда обои уже вздулись. Тогда я, конечно, вызвала управляющую компанию и независимую экспертизу. А мне ответили, что надо было обращаться в день протечки, когда всё было мокро. У соседей были потёки от воды по тем же местам, выступил грибок, но они решили не ввязываться в разбирательства.

Женщина составила претензию в управляющую компанию и приложила заключение экспертизы, которая показала ущерб на 35 тысяч рублей. Однако в УК настаивали: в доме всё находится в идеальном состоянии. В начале мая от первого серьёзного ливня дом снова дал течь. За справедливостью женщина пошла в суд.

– Было уже три заседания, я там такого наслушалась – якобы сама отрывала обои и губкой стены мочила. После моей жалобы постоянно кто-то бегает на крышу в фирменной одежде управляющей компании, но в самой УК говорят, что и так всё в порядке, и никто на крышу не ходит. Поломки нет, а потопы есть. Судья назначила независимую экспертизу. Видимо, летом будет следующее заседание суда, – констатировала Ирина Кочетова.

Юрисконсульт Ануш Арутюнян уверена, что опускать руки даже в таких ситуациях не нужно. Даже если управляющая компания ссылается на то, что аварийный акт был составлен не в день потопа.

– Вызывайте управляющую компанию для составления акта тогда, когда обнаружили само затопление, – объясняет эксперт. – У нас был случай, когда у гражданина затопило потолок и стену, но увидел он это весной, когда стирал шторы, поэтому вызвал аварийную службу тогда, когда обнаружил – и ничего, выиграл. Самое главное – составить акт. Довод ответчика о потребительском экстремизме при вынесении судом решения вообще во внимание не берётся, так как это всего лишь эмоции, а суду нужны документы. Поэтому я бы особого внимания этим словам бы не придавала.

История 2. Достучаться до «управляйки»

Жительница челябинской пятиэтажки в Ленинском районе Юлия Цветкова знает, как призвать к действиям управляющую компанию. Несколько лет назад после сильного ливня с потолка полилось сразу в двух комнатах. Звонки в диспетчерскую ЖЭКа результата не дали. Тогда Юлия написала и зарегистрировала заявление. Но даже после заплаток от плотника кровля снова давала течь.

– В управляющей компании уже несколько раз сменилось руководство, и в конце концов после очередной протечки в августе прошлого года я написала заявление в Госжилинспекцию. Его, кстати, можно отправить и по электронке, и передать лично. – Через пару дней у меня под дверью стояла целая бригада – и плотник, и инженер, и мастер, и начальник ЖЭКа. Они попросили подписать бумаги о том, что неполадка устранена. Но я ничего не подписала и сказала – буду ждать минимум два дождя.

После этого девушке звонили из Госжилинспекции, где она подтвердила своё намерение «проверить» работу коммунальщиков дождями. После первых майских дождей в квартире Юлии пока сухо.

– К счастью, прошлые протечки не принесли нам большого ущерба: у нас шёл ремонт, поэтому обошлось без вызова оценщика. Будем надеяться, на кровле сделали качественный ремонт, ведь дому уже около 50 лет, – уточняет она.

Советы юриста

В целом порядок действий при затоплении дома после осадков один и тот же. Но есть небольшое различие.

– Если дому не исполнилось пять лет, то дом находится на гарантии от застройщика, – уточняет челябинский общественник Евгений Гурвич. – Поэтому для жителей новостроек рекомендую направлять заявление с требованием составить комиссионный акт осмотра именно в компанию застройщика. Туда же нужно направить претензию с требованием об устранении недостатков в разумный срок. Когда пятилетний гарантийный срок уже вышел, претензию и требование нужно направлять в управляющую компанию.

При этом юристы настаивают на составлении претензии.

– Если мы не напишем претензию в управляющую компанию, то получим сумму убытков, компенсацию морального вреда, расходы по составлению отчёта по оценке плюс юридические услуги (если ими пользовались). Если же мы перед обращением в суд напишем письменную претензию, то получим всё вышеуказанное плюс неустойку за несвоевременное удовлетворение требования потребителя о возмещении убытков в размере 3% от суммы убытков за каждый день просрочки до момента фактического получения суммы этих убытков; штраф в размере 50% от присуждённой судом в пользу потребителя суммы. Поэтому писать претензию очень выгодно! – говорит Ануш Арутюнян.

Управляющей компании дается ровно 10 дней на то, чтобы выплатить ущерб. Если нет денег – пора идти в суд.

При составлении акта обследования после потопа нужно проверить, чтобы в документе было чётко указано, откуда протекло, почему, что именно затопило и какому конкретно имуществу причинён ущерб.

После этого устанавливается виновник происшествия. Если дождь просочился сквозь межпанельные швы, кровлю или другие конструктивные элементы, то отвечать будет управляющая компания, а в новостройках до пяти лет – непосредственно застройщик.

Во время составления иска на управляющую компанию нужно учесть, что госпошлину платить не нужно.


🔖 Затопило квартиру? Появилась плесень? Промерзают стены? Подайте бесплатную заявку на компенсацию ущерба через наш сайт https://жкх-помощник.рф/request/ или позвонив нам по номеру 276-03-77. Решим проблему!