01.12.2021

Плата за ЖКУ и рост тарифов: ФАС РФ отвечает на жалобы граждан

Плата за ЖКУ и рост тарифов: ФАС РФ отвечает на жалобы граждан

Жители домов, недовольные работой УО или содержанием дома, несогласные с начислениями в квитанциях, обращаются с жалобами в ФАС России. Они требуют проверить обоснованность тарифов и платы за ЖКУ, взимания с них денег за какие-либо услуги. Читайте обзор ответов ФАС России на такие обращения за ноябрь.

Проверяет ли ФАС России обоснованность размера платы за содержание жилья, начислений за ЖКУ и взноса на капремонт

Проводит ли ФАС РФ проверки случаев увеличения платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме?

Согласно ст. 154 ЖК РФ, граждане оплачивают жилищные услуги. В состав такой платы включаются:

— плата за содержание жилого помещения, в том числе за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества, за КР на СОИ и ОДН;

— взнос на капремонт.

Стоимость жилищных услуг не подлежит государственному регулированию. Регионы только устанавливают минимальный размер взноса на капитальный ремонт и плату за ОДН, которая рассчитывается по регулируемым тарифам.

Цены на остальные жилищные услуги определяют собственники на общем собрании либо органы управления ТСЖ и кооператива в соответствии с уставом. Если собственники не приняли решения о размере платы за содержание жилья, то его устанавливает орган местного самоуправления.

ФАС РФ проводит проверки соблюдения законодательства в сфере установления и применения регулируемых тарифов. Контроль за установлением и обоснованностью повышения размера платы за содержание жилья находится в компетенции Минстроя РФ (постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1038).

Проверяет ли ФАС России обоснованность начисления платы за жилищно-коммунальные услуги?

Согласно п. 1 Положения о ФАС РФ, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, служба контролирует соблюдение антимонопольного законодательства и деятельность монополий в сфере государственного регулирования тарифов.

На основании ст. 20 ЖК РФ выявлением и пресечением нарушений требований жилищного законодательства, в том числе в работе УО и ТСЖ, иных организаций, оказывающих ЖКУ в многоквартирных домах, занимаются органы госжилнадзора. Они проводят проверки таких лиц. Поэтому с заявлениями по контролю за правомерностью начислений платы за жилищно-коммунальные услуги жители МКД должны обращаться в ГЖИ региона.

Входит ли в полномочия ФАС РФ контроль за повышением стоимости взноса на капремонт и за формированием фондов?

В соответствии с п. п. 1, 5.2.57 Положения № 1038, Федеральная антимонопольная служба принимает методические рекомендации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, надзор за соблюдением УО, ТСЖ и регоператорами по капремонту требований законодательства входит в компетенцию органов госжилнадзора.

Из-за чего в регионах различаются тарифы на одинаковые коммунальные услуги для населения

Почему в регионах разные тарифы на одни и те же коммунальные услуги?

Тарифы в регионах дифференцируются из-за разницы:

— в объёмах предоставленных потребителям коммунальных услуг,

— в уровнях энергоёмкости оборудования,

— в степени изношенности сетей.

Это влияет на расходы поставщиков ресурсов, необходимые для поддержания систем коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии. Также тарифы не одинаковые из-за особенностей технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной РСО.

Например, на размер тарифов на тепловую энергию влияют затраты, связанные с видом используемого топлива, и способ производства энергии. Стоимость жидкого и твёрдого топлива выше стоимости природного газа.

Различия в стоимости услуг РСО в сфере водоснабжения и водоотведения обусловлены объёмами реализации таких услуг, территориальным расположением объектов, протяжённостью и степенью изношенности сетей, технологическими особенностями работы очистных сооружений и другими факторами.

Правомерно ли взимание с собственника платы за поверку, замену ИПУ и установку на него пломбы

Вправе ли организации, проводящие поверку, замену и опломбирование ИПУ, брать за это плату?

Согласно п. 80 Правил № 354, ч. 1 ст. 9 № 102-ФЗ, учёт объёма коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, проводится с использованием приборов учёта утверждённого типа и прошедших поверку в соответствии с требованиями законодательства. Информация об этом, а также о межповерочном интервале, требованиях к условиям эксплуатации должны быть указаны в документах на ПУ.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 № 102-ФЗ поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Это платная услуга: она выполняется за счёт средств собственника ИПУ, так как собственник несёт бремя расходов на содержание принадлежащего ему имущества. Цена за такую услугу не подлежит государственному регулированию и определяется рыночными условиями.

Потребитель коммунальных услуг вправе обращаться за услугами по установке, замене, поверке приборов учёта потребления коммунальных ресурсов к любой организации, допущенной к оказанию таких услуг. Информация об аккредитованных компаниях содержится в Реестре аккредитованных лиц на сайте Росаккредитации.

В соответствии с п. 81(14) Правил № 354, ввод в эксплуатацию прибора учёта после его ремонта, замены и поверки проводит исполнитель КУ в порядке, предусмотренном п. п. 81–81(9) Правил № 354. Он опломбирует новый счётчик без взимания платы с потребителя. Плата взимается только в том случае, если исполнитель ставит пломбу повторно в связи с её нарушением потребителем или третьим лицом.

Почему в регионах работают регоператоры по обращению с ТКО, а в Москве и Санкт-Петербурге это жилищная услуга

Как происходит реформа обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в том числе в Москве?

ФАС России отметила, что в России сейчас идёт переход субъектов к регулированию деятельности по обращению с ТКО в соответствии с положениями № 89-ФЗ и НПА, принятыми для его реализации. В частности, появился институт региональных операторов по обращению с отходами. Они обеспечивают полный цикл обращения с ТКО, включая приём таких отходов, их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию и захоронение в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с ч. 5 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ до 1 января 2022 года на такую схему должны перейти и города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. До этого срока власти вправе не применять положения № 89‑ФЗ. Этапы и сроки перехода к новой схеме по обращению с ТКО устанавливаются планом мероприятий города по согласованию с федеральной властью. Плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО взимается в составе платы за содержание жилого помещения.

С 1 января 2022 года в Москве приступит к работе выбранный регоператор: с ним в мае 2021 года власти столицы подписали соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории города. Регоператор будет работать в Москве до 31 декабря 2029 года. Вместе с началом деятельности компании потребители услуг по обращению с ТКО обязаны заключить с ней договор в соответствии с ч. 4 ст. 24.7 № 89-ФЗ.


Затопило квартиру с крыши? Появилась плесень в квартире? Закон защищает вас и предусматривает денежную компенсацию за причинённый ущерб. Подайте заявку на компенсацию прямо сейчас.